НА ФОРУМАХ
43
40
119
1

Эдуард Мане "Олимпия". Темы и вариации

Сегодня мы очень удачно посетили Эрмитаж в очередной бесплатный четверг.
Буквально три дня назад открылась выставка "Эдуард Мане "Олимпия". Темы и вариации".
Сайт Эрмитажа
Дело в том, что самая знаменитая картина Мане, "взорвавшая" в свое время слащавое, скучно правильное и коммерциализированное искусство французских академиков от живописи, послужившая толчком к бурному развитию импрессионизма и новых веяний в искусстве, картина, возле которой дежурили двое полицейских, потому что не привыкшая к подобному публика была готова разорвать ее на клочки, эта картина ОЧЕНЬ РЕДКО покидает парижский Музей д'Орсэ, в собственности которого находится.
Вот уже 4 месяца она гостит в России, с апреля в Москве, в ГМИИ им. А. С. Пушкина, и еще на 4 месяца ее предоставили Эрмитажу и разместили в здании Главштаба, о котором я недавно рассказывала (там теперь проходят все временные выставки). Более того, вокруг этой картины развернулась интересная экспозиция – около двадцати произведений из эрмитажного собрания показывают эволюцию изображения обнаженного женского тела от Возрождения и барроко до Нового времени.

Картин в зале всего две - "Олимпия" Мане и "Даная" Тициана. Они расположены напротив друг друга, на торцевых стенах вытянутого зала. Остальные работы – это гравюры по по работам великих венецианцев и французских художников XVII-XIX столетий, объединенных одним жанром - ню.
Тициановская «Даная» - это одна из четырех копий, сделанных самим Тицианом, и купленная Екатериной II для эрмитажной коллекции.

e3e40fab6391f1e851952102980bd97e.JPG
Тициан. Даная
«Олимпия» Эдуардом Мане рисовалась в 1865 году с его любимой модели Виктории Мёран, которая по меркам буржуазного общества не была красавицей, достойной быть изображенной на картине и представленной публике. Художник совершенно недвусмысленно указывает на характер деятельности обнаженной женщины – букет от поклонника, принесенный служанкой, кошка в ногах - а образ кошки был повсеместно принятым парижским обозначением продажной любви. Образ совершенно обычной, неидеальной  молодой женщины, не воплощении мифилогической Венеры, а вполне себе живой и естественной, стал поистине революционным, потому что показывал жизнь такой, какая она есть. Кроме того, Мане сделал картину «плоской», отказавшись от принятого в то время изображения пространственной глубины, что тоже было очень непривычно и в некоторой степени скандально.

49d8ab1d6db68ced81940aa2547d65d6.jpg
Эдуард Мане. Олимпия
Публика и критики были вне себя от вызывающе явного попрания приличий. Такого потока возмущенных откликов и карикатур не вызывала до сих пор ни одна картина, демонстрируемая публично.
При жизни Мане эту картину так никто и не купил, и она хранилась в мастерской художника до самой его смерти, а после была снята и с посмертной распродажи, не найдя покупателя.

eaafbf8301c83bb436f88bd025ea00e9.JPG
Одна из множества карикатур того времени на "Олимпию" .

Для нас было приятным сюрпризом обнаружить ее в  нежно любимом нами Главштабе, хотя мы шли туда, нацелившись на выставку «Реализмы» - живопись Германии, Голландии и Бельгии 19 века (захватив по дороге еще несколько интересных экспозиций, а были-то только на третьем этаже).
Учитывая, что был день бесплатного посещения, посетителей было не так уж немного, хотя возле картины и собралась небольшая толпа. Но хотелось бы, чтобы ее увидели как можно больше людей, раз уж она находится в России.
С другой стороны, может, это просто я такая, немножко помешанная на импрессионизме и всех, связанных с ним течениях, а кому-то интересно что-то другое.
Но вот такой факт, что Государственный музей Эрмитаж застраховал это произведение искусства на 150 млн. евро, включая всевозможные риски, вплоть до пожаров, наводнений, терактов, военных действий и революций, о многом говорит.
Выставка продлится до 30 октября 2016 года.
Фотографии взяты из инета, фотографировать было нельзя.
После дождичка в четверг, или Free day в Эрмитаже. Часть первая
После дождичка в четверг, или Free day в Эрмитаже. Часть вторая

Здоровый свет